Доктор Саад Хан государственный служащий и дипломат с 29-летним профессиональным опытом работы в Пакистане. Он имеет докторскую степень и постдокторскую степень в области международных отношений и дипломатии. Он широко публикуемый историк, автор восьми известных книг, а также известный политолог. Доктор Хан проявляет большой интерес к военной музыке, будучи первым азиатом и первым мусульманином, который когда-либо стал председателем Международного военно-музыкального общества (IMMS), а также снял отмеченный наградами документальный фильм о военных оркестрах. Доктор Хан имеет впечатляющий профессиональный опыт: он был заместителем генерального секретаря Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, руководителем проекта ООН-Хабитат после землетрясения 2005 года и бывшим помощником управляющего Ротари Интернэшнл. Он завоевал множество наград и много путешествовал по всему миру.
Каковы цели и видение Института культуры ОЭС в Иране?
Институт культуры ОЭС является культурным подразделением Организации экономического сотрудничества. Оба учреждения были созданы в разгар «Холодной войны»: Региональное сотрудничество в целях развития (RCD) было создано в 1964 году (но начало функционировать в 1965 году), а Институт культуры был создан в следующем году. Иран и Пакистан и Турция являются странами-учредителем. Сегодня на его смену пришла Организация экономического сотрудничества, в которую входят впечатляющие десять государств-членов. В регионе ОЭС проживает одна шестнадцатая (6,88%) мирового населения и одна девятнадцатая (5,36%) мировой площади.
Институт культуры RCD был возрожден в 1995 году как Институт культуры ОЭС, обычно называемый ECI, в соответствии с основополагающими принципами, установленными в Измирском договоре. Цели ECI включают культурную сплоченность в регионе ОЭС и видение расширения контактов и взаимодействия между людьми между народами стран-членов.
Наличие культурного подразделения характерно не только для ОЭС, даже в Организации Объединенных Наций есть свое специализированное агентство по культуре, которое называется ЮНЕСКО. Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация тюркских государств и многие другие региональные организации имеют свое культурное подрпзделение.
Каковы наиболее значимые достижения Института культуры ОЭС в Иране за годы его работы?
Само существование Института культуры ОЭС на протяжении почти шестидесяти лет (за исключением 12-летнего перерыва в 1983–1995 годах) само по себе является достижением. Интересно отметить, что когда после Исламской революции 1979 года иранское правительство вышло из RCD, его Институт культуры продолжал функционировать еще четыре года до 1983 года. Два года спустя, в 1985 году, бывшие государства-члены RCD (Пакистан, Иран и Турция) решили активизировать ОЭС. И Измирский договор, и Стамбульская декларация призвали к культурному сотрудничеству между странами, что привело к его возрождению под новым названием Института культуры ОЭС.
Таким образом, оно стало первым из трех специализированных агентств ОЭС, два других агентства по образованию и науке были созданы в течение последнего десятилетия и расположены соответственно в Анкаре и Исламабаде. Будучи более старой и крупной организацией, Институт культуры имеет большой потенциал для оказания помощи в достижении целей, ради которых была создана ОЭС. Другими словами, инициативы Института культуры по культурному сотрудничеству являются лестницей к целям экономического сотрудничества ОЭС.
Каковы наиболее насущные проблемы, стоящие перед Институтом культуры ОЭС в Иране?
Самой большой проблемой для Института культуры ОЭС является проблема владения этим великим институтом государствами-членами. Можно возразить, что идеал культурного сотрудничества не может быть подчинен идеалу экономического сотрудничества, поскольку эти два уровня сотрудничества взаимно подкрепляют и дополняют друг друга. Если будет легче путешествовать между странами организации, больше контактов между людьми, доступность фильмов, теле и радиопрограмм друг друга, больше возможностей преподавания языков друг друга, доступность романов, рассказов и поэзии одной страны ОЭС в языках других странах организации, на которых говорят в других государствах-членах, все это позволит процветать экономическим связям. Как только это произойдет, естественным следствием может стать увеличение доли экспорта и импорта стран ОЭС в страны региона.
Нехватка финансов является второй по величине проблемой, поскольку задолженность Института в три раза превышает предполагаемый годовой бюджет. Если страны-члены будут регулярно платить свои взносы, у Института будет достаточные финансые возможность для реализации большинства своих программ.
Другая проблема заключается в том, что членство в ОЭС не означает автоматически членство в Институт культуры ОЭС. Таким образом, на данный момент только пять стран-членов ОЭС являются постоянными членами Института, еще три являются странами-наблюдателями, а двум последним еще предстоит подать заявку.
Каковы планы Института культуры ОЭС по развитию культурного сотрудничества между странами-членами ОЭС?
В стадии разработки и реализации находится множество планов и программ, но каждый из них зависит от готовности стран-членов участвовать и вносить свой вклад в расходы. Первым крупным планом является создание форума для писателей и поэтов региона ОЭС. Может существовать Гильдия писателей, которая позволит литераторам взаимодействовать друг с другом и обмениваться идеями. В качестве первого шага каждая страна-член ОЭС может пожелать предоставить безвизовый въезд членам гильдии, то есть писателям и поэтам, в свои страны.
Молодежная премия ОЭС является еще одной областью, в которой участвуют лица в возрасте 18-30 лет, по пять человек от каждой страны могут быть определены посредством конкурсного отбора для награждения лучшей молодежи своей страны, по одному в области научных изобретений или инноваций, спорта, социальной сервис, изобразительное искусство и литература. Таким образом, в конечном итоге каждый год у нас будет пятьдесят молодых людей, которые будут награждены.
Также готовится ежегодный фестиваль военной музыки, который может проходить поочередно в столицах стран-членов, на котором национальные оркестры государств-членов могут выступать каждый год. Таким образом, у нас может быть региональный аналог Эдинбургской ежегодной фестиваль военных оркестров, которая проводится в Шотландской столице каждый год в течение последних полувека.
В каких областях культуры Институт культуры ОЭС уделяет особое внимание?
Институт культуры ОЭС уделяет особое внимание фестивалям и праздникам стран-членов, особенно тем фестивалям, которые проводятся более чем в одной страной. Самым ярким примером является ночь Ялды и Навруз, которые отмечаются не только в Иране, но и в Афганистане, Азербайджан и часть Средней Азии. Институт культуры ОЭС организует торжества с целью ознакомления с такими мероприятиями не только других стран-членов ОЭС, где эти мероприятия не являются частью их обычной культуры, но и внешнего мира.
Институт культуры ОЭС также организовал мероприятия, связанные с поэзией региона, особенно в честь великих поэтов региона, таких как Саади, Хафиз, Фердауси, Гянджави и Икбал Лахори.
Институт культуры ОЭС в настоящее время планирует организовать фестивали еды и фестивали одежды в регионе ОЭС, чтобы жители одной страны познакомились с кулинарными и портновскими традициями других стран региона.
Как Институт культуры ОЭС поддерживает художников, поэтов и писателей из стран-членов ОЭС?
Для продвижения авторов и художников региона Института культуры ОЭС организует выставки картин, скульптур, каллиграфии и других видов искусства. Для продвижения авторов региона имеет честь опубликовать множество книг новых авторов региона ОЭС. Даже сейчас у Института есть несколько рукописей на рассмотрении, но ресурсы для их публикации ограничены. Будем надеяться, что как только государства-члены погасят задолженность, Институт сможет более активно поддерживать художников и авторов.
Как Институт культуры ОЭС помогает продвигать культуру и искусство стран-членов ОЭС?
В целях продвижения культуры и искусства стран-членов ОЭС, Институт предпринял уже упомянутые выше инициативы в отношении художников и авторов. Поддерживая художников, мы поддерживаем искусство, а поддерживая авторов, мы поддерживаем знания о регионе, его истории и культуре.
Посредством выставок, книжных бесед, лекций, семинаров, вебинаров, встреч, визитов и других средств, имеющихся в его распоряжении, Институт продолжает продвигать культуру и искусство государств-членов.
Как Институт культуры ОЭС помогает людям из стран-членов ОЭС лучше узнать друг друга? Какова роль Института культуры ОЭС в расширении культурного туризма в странах-членах ОЭС?
Вероятно, это задача ОЭС, а не Института культуры, заключающаяся в облегчении визовых режимов между странами-членами. Продвижение туризма также является дублирующей функцией ОЭС и Института культуры.
Уже на уровне ОЭС были предприняты шаги по инициированию дискуссий по облегчению визового режима в отношении бизнесменов. Со временем, Институт может рекомендовать странам-членам возможность и желательность облегчения передвижения писателей, поэтов и художников стран, особенно во время поездок в целях художественных или литературных занятий. Но, как было сказано ранее, даже если страны-члены Института културы ОЭС согласятся обсудить эту идею, это обсуждение должно будет проходить на уровне ОЭС, которая имеет мандат на такую деятельность.
Институт культуры ОЭС считает, что культурный туризм является важным компонентом любой структуры культурного и экономического сотрудничества. Упрощение визового режима для писателей и художников вполне может стать первым шагом в этом направлении. Важно, чтобы культурные труппы, музыкальные группы и ремесленники имели возможность представить свое мастерство и художественные навыки другим странам региона.
Каков план Института культуры ОЭС по развитию отношений с международными организациями?
Существует множество международных организаций, работающих над сохранением культуры. Крупнейшей из них является базирующаяся в Париже ЮНЕСКО, а также ИСЕСКО, которая является культурным подразделением Организации исламского сотрудничества (ОИС). Действительно прискорбно, что Институт культуры ОЭС не имеет каких-либо официальных отношений с этими организациями в течение последних 60 лет.
Одна из моих первых задач – установить официальные отношения с ЮНЕСКО и ИСЕСКО, чтобы они имели статус наблюдателя в нашей организации, а мы имели статус наблюдателя на их мероприятиях. Кроме того, есть несколько региональных организаций, таких как Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества, Организация тюркских государств и Совет сотрудничества стран Персидского залива, каждая из которых имеет свои собственные культурные центры. Тесная координация со всеми ними позволит представить культуру региона ОЭС.
Моей целью также будет сотрудничество с их регионами, т.е. путем ознакомления с ними культуры региона ОЭС и представления их культуры нашему региону.
Я также очень заинтересован в том, чтобы навестить регионы с мусульманским большинством в наших ближайших окрестностях, такие как Чечня и Казань в России, Синьцзян в Западном Китае, Турецкая Республика северного Кипра в Средиземном море, Нагорный Карабах, недавно освобожденный Азербайджаном, и штат Джамму и Кашмир, частично находящиеся под индийской оккупацией. Эти регионы представлены в Институте культуры ОЭС как территории-члены без права голоса. Я подчеркиваю, что сохранение их наследия, которое тесно связано с культурой ближайшего государства ОЭС, входит в компетенцию Института культуры ОЭС.
Как Институт культуры ОЭС помогает сохранить и возродить культурное наследие стран-членов ОЭС?
Все усилия, упомянутые в ответ на предыдущие вопросы, намекают на решимость Института культуры ОЭС сохранить культурное наследие стран-членов ОЭС. Страны, входящие в регион ОЭС, обладают богатым материальным культурным наследием, такими как здании и архитектура, ремесленные изделия и произведения искусства, шедевры литературы и поэзии, а также нематериальным культурным наследием, такими как социальные практики, устный фольклор, исполнительское искусство и тому подобное. На протяжении веков Исфахан и Нишапур, Константинополь и Бурса, Ташкент и Бухара, Балх и Баку, Душанбе и Лахор и многие другие города были центрами цивилизации. Это предмет гордости для стран региона ОЭС, и Институт стремится сохранить сами основы этого великого наследия.
Как Институт культуры ОЭС способствует обеспечению мира и стабильности в регионе?
Искусство и музыка являются одним из величайших факторов мира и стабильности, а также инструментом лучшего взаимопонимания между народами. Деятельность Института культуры ОЭС по развитию искусства и культуры напрямую способствует миру, в котором живет регион. Известно, что с момента окончания Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций не было ни одной полноценной войны между какими-либо двумя странами друг с другом среди тех, которые с 1995 года составляют ОЭС. Хотя в редких случаях войны велись страной-членом ОЭС со страной, не входящей в ОЭС.
Я не говорю, что этот мир достигнут только благодаря ОЭС или их предшественником.Однако нельзя недооценивать основополагающую роль общих культурных традиций и общего наследия этих десяти стран в добрососедских отношениях.
Приведу один пример из моей родной страны, Пакистана, который является частью южноазиатского субконтинента. Нами на протяжении веков правили различные династии, в том числе из Афганистана, Персии или тюркских народов, главным образом из Центральной Азии. Династия Моголов, правившая в течение трех столетий до своего падения и замены британской колониальной администрацией, также происходила из Ферганской долины, на территории современного Узбекистана. Некоторые из королев Великих Моголов имели персидское происхождение. Например, императрица Мумтаз-Махал, жена императора Шаха Джехана, который построил культовый Тадж-Махал в ее память. Две выдающиеся первые леди Пакистана, Бегум Нахид Искандар Мирза и Бегум Нусрат Бхутто, также были уроженками Ирана и получили пакистанское гражданство только после замужества с пакистанскими лидерами, оба из которых позже стали президентами Пакистана. Таким образом, не только культурные узы, но и прямые семейно-брачные узы связывают эти страны друг с другом на протяжении веков. Это то, что способствует гармонии.
Как Институт культуры ОЭС может развивать сотрудничество в области истории, демографии, антропологии, археологии и сохранения общего культурного и архитектурного наследия региона?
Это часть мандата Института культуры ОЭС в соответствии с его уставом по развитию сотрудничества между национальными библиотеками, национальными музеями и национальными архивами стран-членов. Некоторые меморандумы о взаимопонимании уже существуют между музеями и архивами стран-членов. На данный момент проведено шесть встреч глав национальных библиотек стран-членов ОЭС, последний прошел в Азербайджане в прошлом году. Это лишь одна из инициатив, но я думаю, что государства-члены постепенно осознают, что необходимо сделать гораздо больше в области истории, музеев, археологии и т. д. для сохранения общего культурного и архитектурного наследия региона.
Какие меры были приняты для того, чтобы граждане региона ОЭС могли воспользоваться существующим культурным потенциалом в этих странах больше, чем раньше?
Я могу покинуть пост Президента после окончания моего срока полномочий, но я смотрю на будущее региона ОЭС через 5, 10 и 20 лет. Я буду стремиться заложить основу для того, чтобы страны ОЭС тратили не менее 20 долларов США на каждого гражданина в год через Институт культуры ОЭС на сохранение и продвижение культуры. По состоянию на 2024 год население региона ОЭС составит 550 миллионов человек, и это составит от 10 до 11 миллиардов долларов США в течение 20 лет. Это соответствует бюджету ЮНЕСКО в размере 150 миллиардов долларов США при населении мира в 8 миллиардов человек, что снова составляет в среднем 20 долларов США на человека в год. Следовательно, это скромный ориентир, которого нам необходимо достичь.
Наиболее важными политическими преобразованиями, которые необходимы для этой цели, будет свободное передвижение внутри региона ОЭС без виз вообще или быстрая виза на очень льготных условиях для посещения стран друг друга. Все билеты в музеи для граждан ОЭС в каждой стране должны быть по тому же тарифу, что и для граждан страны и приложить все усилия для продвижения языков друг друга во всем регионе. Фактически, все 25 основных языков региона являются вариантами трех основных языков, а именно персидского, турецкого и урду.
Как Институт культуры ОЭС может развивать сотрудничество между университетами и другими культурными учреждениями региона?
Устав Института культуры ОЭС обязывает его иметь национальные отделения в каждом из государств-членов. Из-за финансовых ограничений было бы сложно открывать и финансировать филиалы в каждой стране-члене. Однако, возможно, будет проще провести переговоры и подписать меморандумы о взаимопонимании с национальными культурными учреждениями, чтобы договориться действовать в качестве национальных координационных подразделений Института в каждом государстве-члене.
Это длительный процесс, требующий разрешения стран-членов Института культуры, но он может заложить основу для долгосрочного сотрудничества между культурными центрами стран-членов. Что касается сотрудничества между университетами, ОЭС недавно создала институт образования в Анкаре, и этот вопрос лежит в их исключительных полномочиях, и Институт культуры ОЭС желает им всего наилучшего.
Как Институт культуры ОЭС использует потенциал новых технологий, таких как искусственный интеллект и виртуальная реальность для сохранения и возрождения культурного наследия стран-членов ОЭС?
На данный момент Институт культуры ОЭС не имеет технических, финансовых и кадровых ресурсов для использования искусственного интеллекта и виртуальной реальности для сохранения и возрождения культурного наследия региона ОЭС, но это блестящая идея и путь в светлое будущее.
Однако другие технологии, такие как функциональный веб-сайт, регулярный информационный бюллетень, страница Facebook и Twitter, относятся к числу новейших технологий, используемых Институтом для продвижения культуры государств-членов Института культуры ОЭС.